Официальный портал Екатеринбурга
13 сентября 2013 16:25

ЕКАТЕРИНБУРГ. Ситуация, разворачивающаяся вокруг обманутых дольщиков дома на Рощинской 9, все больше обрастает абсурдными фактами и заявлениями. Так и хочется назвать все это действо «цирком», вот только для 20 екатеринбуржцев это представление - скорее крупномасштабная трагедия, в которой им отведены не лучшие роли.

«Нехорошие квартиры» по-екатеринбургски

Вкратце напомним ситуацию. Печально известный дом на Рощинской, 9 строится уже более 10 лет. В 2003 году жилой комплекс на этой улице начала возводить компания «Новый Град», учредителем которой был Юрий Репета. Итог был прост и прозаичен - Юрий Репета осужден за преднамеренное банкротство, а город и область получили более 450 обманутых дольщиков.

В какой-то момент показалось, что ситуацию удалось решить: проблемные дома были преданы ООО «Корпорация «Маяк» на достройку. В результате возник свой «Тройственный союз»: ООО «Корпорация «Маяк» - инвестор строительства жилого комплекса, ООО «Росстройинвест» - генподрядчик и ООО «Оптима-Строй» - подрядчик. В начале этого месяца компании и власти с высоко поднятой головой рапортовали об успешном завершении работ и «удачном» решении проблемы дольщиков. Но не тут-то было...

Оказалось, что «Тройственный союз» вместо решения проблем дольщиков наплодил еще с 20 обманутых горожан. Скандал был большой. Хорошо хоть Александр Хинштейн не приехал на открытие этого дома. А то позориться бы Свердловской области по всей России.

Детективная трагикомедия

Цинизм и абсурд всей ситуации описать сложно. Дом, предназначенный для обманутых дольщиков, создал новых обманутых дольщиков. История вполне детективная (что подтверждается уголовным делом возбужденным по статье «мошенничество», - прим.ред.): осенью прошлого года более 20 екатеринбуржцев заключили договора на приобретение квартир в домах на Рощинской и Отто Шмидта с компанией ООО «Оптима-Строй», руководителем которой является Николай Дощанский. Как мы писали ранее, компания выполняла подрядные работы на объекте. Будущих обманутых дольщиков Дощанский уверил в том, что «Корпорация «Маяк» закрыла этими квартирами объемы работ, выполненных компанией на стройке. Покупателям даже предоставили соответствующие документы (имеются в распоряжении редакции).

Вот только в итоге дольщики остались и без квартир, и без денег. Дощанский деньги взял, а вот «Корпорация «Маяк» от договора уступки квартир компании «Оптима-Строй» быстро отказалась.

Очная ставка или цирк остался

Накануне, впервые с начала скандала, в пресс-центре «Интерфакс-Урал» удалось собрать почти всех участников этого «горе-спектакля», устроив своеобразную очную ставку. Правда, сложившийся диалог оставил тяжелое впечатления полного абсурда.

С самого начала «представления» сложилось впечатление, что представители «Корпорации «Маяк» активно «сливают» г-на Дощанского.

Это было видно и по тем документам, которые они предоставили журналистам, и по выступлению руководителя юридического отдела корпорации Дарьи Малютиной.

Например, в документах черным по белому написано, что генеральный директор «Маяка» Тимофей Коньков (сын депутата областного заксобрания Владимира Конькова) считает, что мошеннические действия осуществлял именно Дощанский. И именного его Коньков просит проверить правоохранителей.

Еще более убедительно выглядела речь Дарьи Малютиной.

«Корпорация Маяк» невольно была втянута в этот скандал. К нам в декабре 2012 года обратился ряд людей, которые стали жертвами, как выяснилось позже, тщательно спланированного преступления - мошенничества, совершенного должностными лицами ООО «Оптима-Строй». Их умысел состоял в том, чтобы убедить потенциальных покупателей, которые обращались к ним, что они на законных основаниях реализуют права на квартиры в строящемся доме. Для этого они совершили ряд достаточно спланированных действий. Например, заключили с корпорацией договор аренды офисных площадей на пятом этаже здания, где находится офис самого «Маяка». Кроме того заключили договор с заказчиком строительства на подрядные работы. Им были предоставлены помещения на стройке, что они также использовали в своих целях. Сейчас есть уголовное дело, и насколько я знаю, г-н Дощанский привлечен в качестве подозреваемого по этому делу, а Торосян в качестве свидетеля»,- выступила Дарья Малютина.

Причем все это говорилось с абсолютной непринужденностью человеку, который сидел на другом краю стола. Дощанский хмурился, но не возражал. Все ждали, что он резко выступит в свою защиту, когда ему дадут слово, поскольку только что его в лицо фактически назвали мошенником.

Вместо этого Дощанский начал свое выступление с того, что назвал Владимира Андреевича Конькова (депутата ЗакСО и основателя «Корпорации «Маяк») своим гуру.

«С корпорацией «Маяк» я работаю давно, с ее основателем Коньковым у меня были очень хорошие отношения, но в связи с этими событиями все закончилось, о чем я сильно жалею. Коньков - порядочный человек, и я его считаю своим учителем»,- начал Дощанский, вызвав недоумение в глазах присутствовавших.

Потом Дощанский начал рассказывать о том, сколько ему задолжала «Корпорация «Маяк», не обращая внимания на замечания, что к «мошенничеству», которое было совершено с квартирами, это не имеет никакого отношения. В конце концов, Николай Николаевич «договорился» до фразы, что он вообще не продавал никакие квартиры.

Тут уже не выдержали дольщики, также присутствовавшие на мероприятии. По их словам они лично общались с Дощанским по покупкам квартир. Подлил масла в этой ситуации и г-н Торосян - руководитель строительных работ ООО «Оптима-Строй». На вопрос корреспондента АПИ продавала ли все-таки «Оптима-Строй» квартиры, он ответил утвердительно, добавив, что с согласия самого Конькова.

Одним словом цинизм невероятный. Кстати сами дольщики считают, что Дощанский - на самом деле «пешка», которая действовала с молчаливого согласия Конькова-старшего.

В разговорах с корреспондентом АПИ дольщики говорят, что их деньги, скорее всего, у Конькова, а Дощанскому просто приходится отвечать за действия своего «гуру». Отчасти, эта версия подтверждается спутанным выступлением самого Николая Николаевича, который как бы лавировал все время между корпорацией и пониманием того, что есть уголовное дело.

Последней его фразой, которая резюмировала его выступление, была: «Во всем разберется следствие».

Завершать «спектакль» было доверено исполняющему обязанности министра строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Виктору Киселеву, который достаточно пространно начал рассуждать о менталитете и жажде наживы, которые, по его мнению, и привели к этой ситуации.

Единственная конкретика от и.о. министра была в том, что после того, как закончится уголовное дело, будут еще внутренние разборки в министерстве с представителями застройщика.

В сухом остатке же - крайне сложная и грустная ситуация. Как мы писали ранее, юристы оценивают ее очень неоднозначно.

Как рассказал АПИ руководитель коммерческой и договорной практики ООО юридическая фирма «Юста Аура» Станислав Голунов, из представленных документов можно констатировать, что каких-либо прав перед ООО «Корпорация «Маяк» дольщики не приобрели.

«Из положений статей 4 и 17 Федерального закона о долевом участии в строительстве следует, что сам договор долевого участия в строительстве и договор об уступке права требования подлежат обязательной государственной регистрации. Если бы договор уступки права требования прошел государственную регистрацию, то дольщики могли бы заявлять требования о передаче им соответствующих квартир»,- прокомментировал юрист.

По его мнению, ситуация может развиваться двумя путями. Первый путь - гражданско-правовой.

«Предварительный договор, заключенный между дольщиком и ООО «Оптима-Строй», в судебном порядке можно признать ничтожным, поскольку в силу статьи 1 федерального закона о долевом участии в строительстве не допускается заключение предварительного договора для привлечения денежных средств на строительство многоквартирного дома. Все уплаченные по ничтожному договору денежные средства будут признаны неосновательным обогащением ООО «Оптима-Строй», и суд обяжет их вернуть обманутому дольщику»,- отметил юрист.

Второй путь, по которому уже идет движение, - уголовно-правовой.

Дело в том, что любые ситуации с дольщиками могут решаться десятилетиями. Яркий пример тот же дом на Рощинской, 9. Получается, что люди заплатили огромные деньги, а ни государство, ни компании, ни силовики их им вернуть в короткие сроки не могут. Вот такой несмешной цирк.

 

Опубликовано по материалам ИА «Свердловское областное агентство политической информации».