Официальный портал Екатеринбурга

Петр Ерохин: Кризис не сказался на надежности энергосистемы

2 апреля 2010 18:25

Масштабный план реконструкции энергетики был разработан в РАО «ЕЭС России еще в 2007 году. Специалисты определили где и что необходимо будет построить, были найдены и источники инвестиций. Генерирующие компании начали честно готовиться к реализации инвестпрограмм. И тут… грянул кризис. Потребление электроэнергии резко упало, сократились и доходы энергокомпаний. Новые экономические условия поставили под угрозу многие инвестпроекты.

О том, как изменились в связи с экономическими потрясениями планы генерирующих компаний, не сорваны ли полностью планы реформаторов энергетики, на какое время отложены сроки ввода новых ГРЭС в регионах Урала и Западной Сибири, мы расспросили генерального директора филиала ОАО «СО ЕЭС» ОДУ Урала Петра Ерохина.

— Петр Михайлович, сегодня снова стало модно ругать Чубайса. Теперь за реформы в энергетике. А каковы на деле первые результаты масштабной реорганизации?

— Хотя Чубайса и ругали за реформу, но те кто работают в электроэнергетике и умеют анализировать ситуацию, понимают, что выхода не было. Темпы роста потребления электроэнергии были очень высоки, а отрасль не могла наращивать мощности. Получается, что мы шли к концу доски, мы его видели, и не знали, что делать.

Реформа – это всегда неприятно и тяжело. Но принцип был избран такой: потребитель перемен заметить не должен. И этого удалось добиться. А распродажа активов принесла деньги, которые и планировалось потратить на новое строительство.

— 2009 год был очень сложным для всей российской экономики. Как энергетика его прошла?

— Кризис существенно не сказался на надежности энергосистемы. Потребление сократилось, а генерация осталась на прежнем уровне. И в какой-то мере дефицит мощности был сокращен, но в некоторых районах, особенно в энергосистеме Тюменской области, ХМАО и ЯНАО дефицит сохранился. И это неудивительно: добыча нефти в регионе не сократилась, а даже увеличилась.

Кроме того, к 2009 году было сделано много сетевых ремонтов. Удалось добавить трансформаторные мощности, ввести кое-где новые линии. Соответственно, и количество «узких мест» в ОЭС Урала уменьшилось.

— По сути, необходимость в срочной реализации инвестпрограмм снялась, и ОДУ пошло навстречу генкомпаниям?

— Позиция Системного оператора в начале года была жесткой. Никаких сдвижек, стоим стеной. И генераторы начали обращаться с просьбами к правительству, к Минэнерго. Стали создаваться комиссии, согласительные экспертные группы с нашим участием, и в тех случаях, когда энергокомпании в силу объективных причин не могли реализовать инвестпрограмму, там, где не было острого дефицита энергомощностей, мы соглашались с возможностью изменения сроков. Во всех других случаях мы говорили «нет» и нас поддерживало и поддерживает Минэнерго. Этот конструктивный диалог не прекращается, говоря образно, все переносы буквально выстраданы. Вопрос остается актуальным и ждет скорейшего решения на уровне Правительства РФ.

Именно поэтому вопрос о применении определенных договором штрафных санкций пока не стоит. Ничего не отменено. Просто часть работ может быть отложена или видоизменена.

Кроме того, если сейчас лишить новых владельцев права собственности, то кто это право подхватит? Мощности же надо эксплуатировать. Государство потому и продало все, что не в силах было нести это бремя. Еще в 1992 году оно признало целесообразным частично передать электроэнергетику с бюджетного финансирования.

– Получается, что в ближайшие годы регион ждет мощное строительство электростанций?

–Да, в целом по годам у нас готов достаточно жесткий план по каждой из энергосистем. В Свердловской, Курганской и Челябинской энергосистемах до 2017 года запланировано строительство 12 энергоблоков. А по Тюменской энергосистеме - 7 блоков. Уже в нынешнем году «Энел» (ОГК-5) в Свердловской области сдаст в эксплуатацию 12-ый блок СУГРЭС мощностью 410 мегаватт. Финская компания «Фортум» на Челябинской ТЭЦ-3 планирует сдать третий блок 210 мегаватт, на Тобольской ТЭЦ – запустить находящийся в консервации ТГ №3 (100 МВт) и ввести ТГ №5 (110 МВт), а на Тюменской ТЭЦ 1 ввести блок №2 ПГУ (190 МВт).

– Не приведет ли бурное строительство к тому, что мощностей окажется слишком много?

– Конечно, нет. Избыток мощностей придает энергосистеме устойчивость. Кроме того, чем больше установленной мощности, тем выше конкуренция, и дешевле электроэнергия. Все тут зависит от правил рынка, от конъюнктуры. Ну и избыток мощности – это «магнит» для новых бизнесов, для новых рабочих мест.

– А будут ли, как это и планировалось раньше, заменяться новыми отработавшие свой срок энергоблоки?

– Эта работа ведется постоянно, но темпы, на мой взгляд, недостаточные. Они сдерживаются сложившимся дефицитом генерирующих мощностей и сниженными из-за кризиса темпами ввода новой генерации. Как только мы преодолеем дефицит мощности, должна будет плавно включиться программа замены неэффективного генерирующего оборудования. Этот процесс отрегулирует рынок: собственник должен понять, что у него мощность перестали покупать, потому что энергия у него дорогая.

Среди неэффективных станций – Серовская ГРЭС и Богословская ТЭЦ. Но без них в энергодефицитной северной территории Свердловской области сейчас просто не обойтись. А если на этих станциях поставят новые мощности, подтянут туда линию 500 кВ «Северная-БАЗ», дефицит снимется.

Кстати, по планам РАО ЕЭС России суммарная мощность блоков Ново-Богословской ТЭЦ должна была составить 1000 мегаватт. Но вместо этого здесь запланировано два блока по 220 мегаватт. Первый – в 2014, второй - в 2015 году. Корректировка мощности произошла, так как изменились потребности главного потребителя района – Богословского алюминиевого завода.

К концу 2010 года в Серово-Богословском узле планируется достроить линию 500 кВ Северная-БАЗ. Тогда район будет достаточно надежно обеспечен.

В 2015 году новый блок 240 мегаватт появится и на Нижнетуринской ГРЭС, построенной более полувека назад.

– А кто лучше справляется с поставленными задачами – российские компании или те ТГК среди акционеров которых – иностранные компании?

– Иностранцы в России зачастую оказываются в положении тех мышей, которые плакали, кололись, но продолжали есть кактус. Как бы ни было трудно, они стараются выполнить взятые на себя обязательства.

Если, к примеру, ОГК-1, которую государство не могло продать, почти ничего не строит, то тут хоть со сдвигом, да дело делается.

Кроме того, «Энел» и «Фортум» – это мощные компании мирового масштаба и для них расходы по строительству не кажутся такими существенными, как для отечественных. Во-вторых – это престиж. Они должны доказать, что не зря сюда пришли.

– Получается, что «крест Чубайса» нашей экономике больше не грозит?

– «Крест Чубайса» - это не угроза, а сигнал к решительным действиям! Впереди много важной работы по модернизации электроэнергетики. У нас слишком изношенная система. Если отложить отдельные проекты программы модернизации электроэнергетики возможно на какое-то время, то отменить их совсем категорически нельзя.

© Алла Баранова, АПИ

Масштабный план реконструкции энергетики был сформирован РАО «ЕЭС России» еще в 2006 году. Экономика тогда развивалась бурно и мощно, и «крест Чубайса», момент, когда промышленность потребует больше электроэнергии, чем ее могут произвести все генерирующие компании вместе взятые, приближался неумолимо.

Собственно, именно ради того, чтобы привлечь деньги на строительство новых энергомощностей и была задумана реформа энергетики России. Генерация и сбыт были отнесены к конкурентному сектору, пакеты их акций были проданы частным владельцам. Монопольный сектор - электросети и диспетчирование остались в собственности государства. Деньги, полученные от продажи пакетов акций генерирующих компаний, предназначались на модернизацию действующих и строительство новых мощностей.

О том, насколько актуальна сегодня модернизация энергетической отрасли всей страны, можно судить по нескольким хорошо известным фактам. Большинство российских электростанций построены еще в послевоенные годы. Даже самым «молодым» из них уже за 30. Причем, с начала 90-х годов ни на серьезную реконструкцию, ни тем более на строительство денег в бюджете страны просто не было.

В соответствии с масштабным планом, разработанным в РАО «ЕЭС России», деньги на строительство и реконструкцию были получены от продажи пакетов акций генерирующих компаний.

Акции продавались новым собственникам на весьма жестких условиях, и срыв сроков строительства генерации подразумевал крупные, вплоть до изъятия пакета, санкции. Контроль реализации инвестпрограмм был возложен на Министерство энергетики России и ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы».