Официальный портал Екатеринбурга

Тимофей Радя: Не думаю, что художнику стоит быть бедным, но все самые лучшие чувства связаны с деньгами весьма условно

27 мая 2014 13:20

Стрит-арт-художник Тимофей Радя, который всегда неожиданно радует горожан оригинальным остросоциальным творчеством, прославился далеко за пределами Екатеринбурга и собрал множество международных наград. Одной из недавних, в очередной раз оценивших уровень его мастерства и неординарность мышления, стала премия имени Сергея Курехина в номинации «Искусство в общественном транспорте» за проект «Статья». А лица солдат Великой Отечественной войны, выжженные на заброшенном екатеринбургском госпитале, до сих пор остаются отпечатком в сердцах тех, кто имел возможность их увидеть. Однако свое лицо Тимофей Радя никогда не открывает незнакомым людям. Поэтому с корреспондентом АПИ он пообщался не вживую, а посредством интернет-связи, лаконично, но остроумно и точно рассказав о своем творчестве, городе и планах.

- Тимофей, вы обладатель множества международных премий. Вы открываете лицо, когда выезжаете на награждение? И много ли для вас значит признание общественностью вашего таланта?

- Я не хожу на награждения, возможно, это является ответом и на вторую часть вопроса.

- Как складываются ваши отношения с полицией и администрацией города? Были ли какие-то интересные случаи в вашем уличном творчестве - может быть, вас пытались догнать и поймать?

- Думаю, можно сказать, что наши отношения не складываются.

- Как вы относитесь к молодежи, которая вместо действительно уличного искусства занимается обыкновенным хулиганством - подобием росписи стен, нередко сочетающимся с матерными словами или стандартным «Здесь был Вася»?

- Во-первых, я отношусь к этой молодежи, во-вторых, это абсолютно нормально и было бы странно этого не видеть, так было всегда. Ответ заключен в вопросе, в разнице между тем, кто молод, и тем, кто «взрослый». В общем, я бы не стал слишком об этом переживать, есть вещи и поважнее.

- Что для вас стрит-арт? Как вы пришли к этому, что подтолкнуло к уличному искусству, учитывая, что вы окончили философский факультет?

- Культура состоит из множества механизмов, в том числе искусство, в том числе изобразительное. Для меня уличное искусство - один из механизмов, языков. Это молодой язык - поэтому в нем много сил, он достигает цель. Я бы не взялся рассуждать о функциях культуры в рамках одного абзаца, но можно сказать, что она связана со всем человеческим в человеке. Есть еще множество нечеловеческих сторон.

- Чем отличается уличное искусство от академического и кто ему учит?

- «Академическим» может быть образование, обучение различным выразительным техникам, а не искусство. В уличном искусстве ты выбираешь любую технику, вообще делаешь все, что хочешь, потому важнее твои идеи, а не выразительные приемы. А этому нельзя «научиться», но необходимо учиться постоянно.

- По каким принципам вы отбираете места для размещения своих арт-объектов? Что подталкивает к созданию того или иного произведения?

- Я работаю в первую очередь с чувством. Например, слово «арт-объект» вызывает у меня отрицательные чувства. Важна атмосфера, или даже еще более точно - аура места. Это тонкие вещи, описать их словами сложно. Когда я понимаю, что место подходит, я запоминаю его. Кроме того, я записываю все идеи, которые мне приходят, потому что зачастую они не повторяются, то есть идея может прийти к тебе только однажды. Потом находится подходящее место для идеи.

- Собираетесь ли вы в следующем году вновь повесить абажуры в центре города (два больших торшера, которые Радя уже два года подряд устанавливает на аллее возле оперного театра в январе - прим.ред.) - продолжить свою традицию?

- Конечно, это же традиция.

- Если бы вам предложили работу в известной художественной (архитектурной, творческой) галерее за большие деньги, при этом отчасти ограничив вашу свободу выбора - то есть заниматься созданием работ на заказ без проявления своей позиции, - вы бы согласились?

- Мне постоянно предлагают что-то такое, но это не интересно. Большие деньги это другая история, они зарабатываются другими делами. Не думаю, что художнику стоит быть бедным, но все самые лучшие чувства связаны с деньгами весьма условно.

- Для вас принципиально работать и жить в Екатеринбурге? Почему?

- Я люблю свой город и Родину, но вообще-то не стоит забывать, что мы живем в большом мире, а Екатеринбург играет в нем весьма скромную роль. Поэтому надо разобраться в том, как все работает, и развивать место, в котором мы живем. Для меня это принципиально и касается людей всех профессий.

- Какие у вас планы на жизнь и работу на ближайшие 5 лет?

- Я планирую закончить отвечать на ваши вопросы, заварить чай и почитать книгу. Сейчас это «Записки из подполья» Федора Достоевского и «Чума» Альбера Камю.


© Анна Федорова, АПИ