Официальный портал Екатеринбурга

Александр Хеглинд: Мне бывает очень жалко артистов, но без риска достойный номер современного танца не поставить

16 апреля 2014 16:08

Солист екатеринбургского театра оперы и балета и хореограф, известный по постановкам номеров для «Dance-платформы», Александр Хеглинд запоминается зрителям оригинальностью своих творческих работ. Мастера пророчат ему большое будущее, а сам артист готов в любую минуту повернуть свою жизнь ради исполнения мечты. О том, как возможно начать профессионально заниматься балетом после 20 лет и легко ли ставить танец для своих коллег, известных артистов театра, с Александром побеседовал корреспондент АПИ.

- Александр, расскажите, чем вы сейчас занимаетесь, что у вас в ближайших планах?

- Я танцую в театре оперы и балета - принимаю участие во всех балетных премьерах и пробую себя в качестве хореографа. Ставлю номера с участием наших артистов для «Dance-платформы» и, вот совсем недавно, для большого юбилейного вечера муниципального детского театра «Щелкунчик». Кроме того, я учусь в Санкт-Петербурге, в магистратуре Академии русского балета имени Вагановой, на отделении для хореографов.

- А почему вы решили стать хореографом?

- Мне кажется, что желание это логично вытекает из профессии балетного танцовщика. Просто в какой-то момент начинаешь чувствовать, что хочется чего-то большего, хочется перенести свое видение на сцену, самому разговаривать со зрителями. Вообще у меня в жизни было несколько моментов, когда я круто менял жизнь. В детстве я даже не думал о том, что буду заниматься балетом. Я больше увлекался конькобежным спортом, журналистикой, затем бальными танцами. Учился в разных институтах и уходил из них спустя пару лет - не потому, что мне не давалась учеба, наоборот - у меня всегда все хорошо получалось. Просто почувствовав, что это не мое, поворачивался на 180 градусов и начинал строить жизнь совершенно в другом направлении. А к балетному станку я встал только в 20 лет, окончив Челябинскую академию культуры.

фото Светланы Корбан

- Я знаю, что вы сначала работали в Челябинском театре оперы и балета, затем переехали в Екатеринбург. Нет желания и после окончания академии переехать в Москву или Питер и продолжить карьеру там?

- Я не очень люблю строить долгосрочные планы и не могу с уверенностью сказать, что будет через несколько лет. Но пока мне, в принципе, вполне достаточно той работы, которая есть здесь. У нас в театре постоянно увеличивается и обновляется репертуар, мы выезжаем на гастроли и участвуем в фестивалях. Сейчас вот ждем результатов «Золотой маски». Вообще, с приходом в театр Славы Самодурова балетная жизнь стала гораздо интереснее, это почувствовали все: в театр потянулась молодая публика, сейчас залы наполняются гораздо больше, чем раньше. И к нам приезжают просматриваться танцовщики из разных регионов, даже из-за рубежа. Но теперь попасть в труппу не так-то просто - конкурс даже среди хороших артистов.

- Александр, чем для вас стала «Dance-платформа»?

- Проект дал мне шанс развиться как хореографу. Ведь это настолько здорово - творить в одной команде с более опытными постановщиками - например, Константином Кейхелем и Владимиром Варнавой, которые уже имеют авторитет в балетных кругах. Помимо этого, на гала-концерт проекта всегда приезжают интересные зарубежные исполнители - даже из таких известных театров, как Ла Скала и Ковент Гарден. Для зрителя это шанс увидеть вживую солистов самых престижных площадок мира, для нас - заразиться творческим азартом и повысить свой уровень. Благодаря «Dance-платформе», я поступил в Вагановку, несмотря на то что конкурс там огромный. Благодаря участию в хореографических мастерских мое обучение проходит совершенно на другом уровне, нежели у моих однокурсников. Меня с самого начала оценивали не так, как всех остальных, - не как новичка. Номера, которые я ставлю здесь для проекта, я привожу в качестве экзаменационных работ. Каждый раз после «Dance-платформы» они ждут, чем я удивлю их на этот раз.
Действительно, я имею возможность здесь работать с профессиональными танцовщиками на большой сцене, творить на практике - это очень здорово.

- Как вам удается совмещать столь плотный график работы в театре и обучение в Вагановке - получается что-то типа заочки?

- Нет, обучаясь заочно, хореографом стать невозможно. У меня выработан индивидуальный план - и преподаватели на это пошли, потому что знают, что я в своем театре постигаю все на практике. Перед каждым выступлением мы с осветителями составляем световую партитуру - и я на практике узнаю, как управлять софитами, где расположены прожектора, как настроить глубину цвета. Это то, что не прочтешь в книгах.

фото Светланы Корбан

- То есть вы ставите номера, привлекая к работе своих коллег? Как получается ими руководить, строить отношения?

- Главное для хореографа - заинтересовать исполнителей, увлечь идеей, повести за собой. Если этого не произойдет, ничего не получится. Сложностей в отношениях у нас не возникает. Я стараюсь немного отстраниться как постановщик, но проблема в том, что я знаю изнанку профессии, знаю, какой это тяжелый труд - балет. И мне порой бывает очень жалко артистов. Я, например, прекрасно понимаю, что значит для балерины, исполняющей классические партии, встать на колено и прокрутиться на нем на полу несколько раз - можно запросто повредить связки и выпасть из репертуара на многие месяцы... Но если не рисковать, ничего и не будет. Я чувствую, что моим коллегам интересно участвовать в подобном проекте. Это ведь шанс попробовать себя в новом качестве, погрузиться в современный танец, где совершенно другая пластика, не такая, как в классической хореографии. Никто ни разу не отказался от предложения, наоборот, в этот раз ведущая солистка сама попросилась ко мне в постановку. И я впервые сделал номер для четверых - для двух пар, прежде это были дуэты.

- Не было ли желания поставить номер для себя и самому станцевать?

- Периодически возникает, конечно, такая мысль. С одной стороны, никто не передаст замысел точнее и не исполнит хореографию лучше ее создателя. Но проблема в том, что, исполняя танец и находясь внутри процесса, ты не можешь отследить его со стороны.
Как исполнитель я могу войти в образ, увлечься эмоциональной составляющей. А как хореограф я обязан контролировать еще массу вещей - начиная от техники исполнения, заканчивая светом. Так что, на самом деле, этот замысел непросто воплотить в жизнь.