Официальный портал Екатеринбурга

Дэян Савич: Я не делаю музыку, я побуждаю делать ее музыкантов

15 апреля 2014 17:24

Дэян Савич - сербский дирижер мирового уровня, дающий гастроли в лучших театрах Европы и сотрудничающий с такими мастерами российской оперы, как Зураб Саткилава, Елена Образцова, Ирина Архипова, Галина Калинина, Владимир Крайнев, посетил Екатеринбург на прошлой неделе. Он обсудил партнерское сотрудничество с театром оперы и балета и поближе познакомился с его оркестром, проведя два спектакля - «Севильский цирюльник» и «Мадам Баттерфляй». О том, что больше всего запомнилось и заинтересовало Дэяна Савича в столице Урала, а также о разности и общности сербского и уральского театра дирижер рассказал в интервью корреспонденту АПИ.

- Дэян, вы являетесь и гендиректором национального театра, и его дирижером. А в каком амплуа вы чаще ездите на гастроли?

- Я не люблю ездить и договариваться как менеджер. Я в первую очередь дирижер, известный дирижер. Люблю смотреть спектакли, анализировать, сравнивать. В Екатеринбурге мне удалось побывать на двух спектаклях: балете «Аmore Buffo» и опере «Руслан и Людмила» - очень понравились.

- Вы приехали в Екатеринбург незадолго до своего выступления в театре оперы и балета в качестве дирижера. Как вам удается сплотиться с незнакомым оркестром, прочувствовать его? Понравился ли вам наш оркестр?

- Работа дирижеров - интернациональная. Я могу немного говорить на русском, лучше говорю на итальянском, немецком, английском и французском. Но язык дирижера - это, прежде всего, его руки. Оркестр уральской оперы - отличный. Смею предположить, что если в городе, в данном случае в Екатеринбурге, есть такой хороший оркестр, значит там есть и хорошее музыкальное училище, хорошая консерватория, хорошие дирижеры.

- Почему в Екатеринбурге вы дирижируете именно «Севильский цирюльник» и «Мадам Баттерфляй»? Это ваш выбор или просто так совпало по времени?

- Перед гастролями я посмотрел план на сезон и как дирижер, зная свой репертуар, очень рад был этим спектаклям. Если бы мне сказали: «Маэстро, пожалуйста, исполните «Руслана и Людмилу»», я бы отказался, потому что не знаю партитуры. «Севильский цирюльник» и «Мадам Баттерфляй» - это у нас, в Сербии, так сказать «железный репертуар».

-А как выглядит театр, которым вы руководите?

- Самая большая проблема в нашем театре - это две сцены, на одной из которых (большой) проходит опера и балет, на другой (малой) - драматические спектакли. Всего в театре работает 730 человек. Я являюсь дирижером уже 25 лет, а гендиректором этого театра - 15 лет. Но при этом я первый дирижер за 150-летнюю его историю стал гендиректором. Работа дирижера и работа директора похожи. Каждый наш концерт, постановка - один проект. У нас есть пять отделов: драма, балет, опера, техника и администрация. На каждом из этих направлений есть свой директор. Также есть главный дирижер оперы и балета, еще три дирижера, балетмейстер, его помощник, драматурги. Педагоги балета у нас все русские, потому что русская балетная школа - одна единственная, базовая, на которой возможно ставить любой другой балет. У нас, кстати, до сих пор идут постановки Лавровского, благодаря чему легко можно пригласить любого солиста русского театра на гастроли - спектакли все ему знакомые.

- Часто ли вам удается выступать в качестве дирижера?

- Как дирижер я беру на себя чаще всего большие проекты: гастроли, большую премьерную постановку, где нужно в короткие сроки выпустить продукцию и всех мобилизовать. Если же меня просят помочь сделать перенос или возобновление спектакля - отказываюсь, так как практически нет на это времени.

- В чем заключается ваша работа как гендиректора?

- Суть ее в том, что я думаю не только об искусстве. На мне вся техническая и административная часть театра. Если мы хотим закупить что-то - нужен тендер, что очень усложняет жизнь. Большую работу я веду с художественным руководством по репертуарной политике. В прошлом году мы ставили Вагнера «Летучий голландец», Верди - «Аида». В этом году будет Штраусс, Шекспир. Я всегда говорю - не надо никакого экстрима - должен быть национальный, оперный репертуар. Наша публика предпочитает итальянскую и русскую классику. Когда нужно сделать новую постановку русской оперы - у нас объявляется всеобщая мобилизация. Например, спектакль «Евгений Онегин», в котором задействовано 250 человек. Мы с ним выступали на гастролях в Италии. Он, конечно, имел огромный успех в Равенне, но это было ужасно - очень сложная постановка. «Князь Игорь», «Борис Годунов» - все русские оперы очень большие. Хотя играть мы их очень любим.

- С какими сложностями, так сказать, национальной особенности, вам приходится сталкиваться и удалось ли вам ввести что-то новое с приходом на пост гендиректора?

- У нас есть план для новой оперно-балетной сцены, то есть мы хотим отделить ее от драмы. Но пока это только в мечтах. Когда я говорю, что надо что-то изменить - происходит это очень долго. Пять лет назад я предложил в жаркую погоду давать инструментальные концерты в кастеле, которая находится на реке. Реализована эта идея будет только в следующем году, то есть у нас надо 5, 6, 10 лет, чтобы были приняты нововведения. Когда я сказал, что надо отделить оперную сцену от драматической, со всех сторон послышались возмущенные возгласы: «Он хочет разрушить национальный театр!» Через полгода мне сказали: «А, знаете, это неплохая мысль, ведь в Европе везде опера и балет отделены». И поэтому сейчас это наша главная задача.

- А вообще востребован у вас театр, часто его посещают люди?

- 150 лет назад в Белграде было всего 30 тысяч жителей, а театр был основан на 800 мест. Затем добавили ложи, балконы - еще 650 мест. А сейчас нас - 3 миллиона. Значит, зрители просто не успевают купить билеты, попасть на спектакли очень сложно. Что касается цены, то, например, билет на премьеру стоит около 10 евро, на гастрольные спектакли - 30 евро. И это довольно дорого, учитывая, что средняя зарплата у белградцев 300-400 евро в месяц. Но с другой стороны у нас цены не менялись последние лет 10.

- Есть ли какая-то разница между артистами нашей оперы и вашей?

У вас хорошая школа у артистов - они знают языки, актерское мастерство, стиль. Вообще - и оркестр, и освещение - все очень точно выверено и музыкально. И если ты как дирижер можешь соответствовать этому высокому уровню - зритель это чувствует и аплодирует. Правда, как таковой творческой составляющей в этой работе нет - если я прихожу на уже готовую постановку. Креативность присутствует только тогда, когда ставишь новый спектакль.

- Вы много путешествовали по Европе с гастролями. Где на ваш взгляд публика наиболее эмоциональна и с большим интересом воспринимает классическое искусство?

- Конечно в наших странах. Например, в Норвегии и в других государствах зрители просто знают, что когда пауза - надо аплодировать. Все это делается без лишних эмоций. У публики наших с вами стран и средиземноморских отдачи душевной гораздо больше. Но я не делаю музыку, я побуждаю делать ее музыкантов. Поэтому это не только моя заслуга.

- С какими хорошими оркестрами вы работали, что вам запомнилось больше всего?

- Лондонский симфонический оркестр, где я делал звукозапись. Венский оркестр, Королевский оркестр в Осло и оркестр Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Хотя, в России мне всегда доводилось работать только с хорошими музыкантами - в Новосибирске, Томске, Красноярске. В последнем, кстати, проходил прекрасный фестиваль «Парад оперных звезд», на котором выступали многие звезды. А из российских знаменитостей я работал с Зурабом Саткилавой, Еленой Образцовой, Ириной Архиповой, Галиной Калининой, Владимиром Крайневым и восхищен их мастерством.

- Вы в Екатеринбурге первый раз. Какие у вас впечатления от нашего города?

- Потрясающие. У меня жена очень готовилась к этой поездке, она просто влюблена в Россию. Она знает все о царской семье. В первый день мы были в храме на Крови и на обзорной экскурсии по городу. Посетили Исторический сквер - очень интересная задумка с капсулой времени. Сегодня мы были на Ганиной яме, посетили монастырь. Там было минус 10, весна туда еще не приходила - видимо, только в июне стоит ждать.

- Хотите еще приехать в Екатеринбург?

- Да. В Екатеринбурге находится один из четырех российских федеральных оперных театров, и для нашего национального театра как дальнейшего партнера это очень важно. К тому же, до вас не так далеко добираться как, например, до Томска или Красноярска. Мне поступило приглашение из Иркутска, перелет туда, конечно, очень долгий, но моя жена сказала: «Обязательно! Там есть байкальское озеро», - она знает все.

фото Полины Стадник