Официальный портал Екатеринбурга

Начальник СвЖД Шевкет Шайдуллин

9 апреля 2010 14:04

- Шевкет Нургалиевич, с какими задачами вам пришлось столкнуться два года назад?

- 2004 год стал первым годом работы железнодорожников в новой организационной структуре - ОАО «Российские железные дороги», когда принципиально были изменены подходы к решению многих застарелых проблемных вопросов. Среди них повышение стандарта обслуживания грузовладельцев, преобразование пассажирских перевозок и материально-технической базы дороги. Значительное внимание мы железнодорожники стали уделять финансово-экономической деятельности, началось развитие рыночной конкуренции и создание благоприятного инвестиционного климата. Ведь работа «РЖД» - это, прежде всего поворот к борьбе за прибыль. По Свердловской магистрали 2 года назад нам пришлось самим определить стратегические цели - куда и каким путем идти.

 

- Какие приоритетные направления развития были выбраны?

- Во-первых, необходимо было добиться долгосрочной эффективности и финансовой устойчивости дороги. Во-вторых, повысить конкурентоспособность качества наших услуг. И, в-третьих - восстановить расширенное воспроизводство основных фондов. Исходя из этого, мы определили принципы эффективности нашей работы и взяли за основу систему бюджетного управления. Доходность перевозок и эффективность управления затратами была поставлена на основу бюджетирования и эффективности использования инфраструктуры. Необходимо было прийти к финансовой прозрачности и повышению качества результатов нашей работы. При этом достичь значительных финансово-экономических результатов мы бы не смогли без повышения экономической ответственности и заинтересованности в этом своих работников.

 

- Какие изменения произошли в обслуживании клиентов, как грузоотправителей и грузополучателей, так и пассажиров?

- Нужно сказать, что в 2004 году мы изменили и сегодня придерживаемся и новой идеологии в обслуживании клиентов. В части грузовых перевозок это переход от идеологии «массовых перевозок» к идеологии «ни одной заявки без внимания». Мы активизировали борьбу за клиента на основе выгодной цены и качества.

По пассажирским перевозкам от идеологии «вывоза пассажира» мы подошли к идеологии «качества уровня спроса на поездку» и повышения привлекательности своих услуг. Постарались сформировать определенные принципы своей работы. Во-первых, подошли к формированию стандарта организации перевозок, основанного на принципиальных положениях отношения к клиенту: клиент - это партнер, а удовлетворение его интересов - это основа нашего развития. Мы определились, что нет крупных, мелких потребительских услуг, есть равенство интересов и взаимовыгодный результат. Во-вторых, определили стандарт услуг - фирменный стиль в работе всего персонала нашей дороги, единый и гарантированный уровень обслуживания. Ну и третье, для меня как начальника дороги немаловажен все-таки стандарт гарантий. Понимание того, что мы, прежде всего, обеспечиваем безопасность движения поездов. Уже сегодня на дороге рассматривается и внедряется менеджмент качества производства. Удалось подойти и к формированию социального стандарта. Социальный блок рассматривается как эффективный инструмент повышения производительности и результатов нашей работы.

 

- К чему же магистраль сейчас пришла, какие задачи удалось решить?

- Если обрисовать ситуацию большими мазками, то нам удалось обеспечить возрастающий объем работы. Не секрет, что уже третий год динамика его роста в два раза выше среднесетевых показателей. В этом году только по Свердловской области мы ожидаем роста объемов по отправлению грузов на 12%, на следующий - уже 20%. Это пример не только развития производительных сил территорий, но и того, что сегодня железная дорога выполняет соответствующее качество транспортных услуг по перевозке народно-хозяйственных грузов.

Удалось нам поднять уровень пассажирских перевозок. За два года мы очень серьезно подошли к вагонному и вокзальному хозяйству. И сегодня наши фирменные поезда являются лучшими на сети «РЖД». Большое внимание стали уделять пригородным пассажирам. Конечно, многое может быть еще не сделано, но в принципе положительное движение есть: это платформенное хозяйство, подвижной состав, организация работы графика. Примером успешного взаимодействия с территориями в этом вопросе стала СПК - Свердловская пригородная компания. Решая социально-экономические проблемы и вопросы, мы все-таки подошли к становлению у всего коллектива ответственности. На дороге разработан и внедрен корпоративный стандарт поведения каждого работника. При этом не забываем мы и об их мотивации. В прошлом году рост зарплаты составил 22%, по этому году поставлена задача - выйти на 23% и достичь средней зарплаты в 14700 рублей. Хочу отметить, что коэффициент постоянства наших кадров сейчас равен 0,98. И это с учетом того, что мы работаем в территориях, которые развиваются по показателям выше средне российских - это Тюмень, Екатеринбург, Пермь.

 

- А есть ли стратегический план дальнейшего развития дороги?

- Мы имеем стратегический план развития до 2008 года - «Программа оптимизации технологий перевозочного процесса и укрепления материально-технической базы СвЖД на период 2006-2008 годов». Он был успешно защищен в прошлом году на выездном заседании правления «РЖД» в Тюмени. Программа напрямую связана с развитием производительных сил территорий и предполагает значительные инвестиции на развитие магистрали. Помимо этого на каждый год у нас разрабатываются 2 основополагающих документа: «О совершенствовании бюджетного управления и меры по выполнению консолидированного бюджета» и «О мерах по управлению качеством безопасности движения на СвЖД». В них заложены основы работы и благополучия дороги. В части развития кадровой политики у нас реализуется документ - «О социальном развитии и кадровой политике СвЖД до 2008 года». Только в 2006 году на решение этих вопросов выделяется 380 миллионов рублей. Помимо этого у нас имеется 17 программ по отдельным направлениям развития дороги: повышение доходности, пропускных способностей, развитие устройств электроснабжения, безопасности движения транспорта и так далее. Все эти документы дают представление - к чему придет дорога в 2008 году.

 

- Какие выбраны приоритеты развития на эти три года?

- Это, прежде всего, скорость. На сегодня дорога выполняет как погрузочно-разгрузочные работы, так и транзитные перевозки. С учетом продолжающегося роста объемов работы многие направления оказались перегружены. Приведу пример, если среднесетевая цифра по участковой скорости составляет около 41 километра, то наши показатели - чуть более 35 километров. Повысив скорость, мы добьемся точности времени доставки грузов и снижения затрат. Определенных успехов в этом направлении нам уже удалось достичь. За 1,5 года мы восстановили южный обход Екатеринбурга, дав возможность свободного пропуска транзитных поездов с Южно-Уральской дороги. В результате объемы перевозок возросли на 26%. Второй немаловажный вопрос - это надежность работы технических средств. Мы серьезное внимание уделяем развитию наших предприятий, внедрению передовых технологий, повышению уровня механизации. Естественно даст результат и приток новых специалистов. Ну и третье - мы должны бороться за увеличение взаимодействия с грузоотправителями. Хочу отметить, что все наши программы сбалансированы с развитием производительных сил территорий. Мы постоянно проводим встречи с промышленным бизнесом. В понедельник специалисты дороги и компании «ЛУКОЙЛ» рассматривали работу по повышению пропускных способностей станции «Осенцы». В пятницу мы выезжаем на станцию «Асбест», где объемы работы в ближайшее время вырастут в два раза. Также мы хотим совместно с промышленниками рассмотреть транспортную стратегию по Серову. В ближайшее же время пройдет встреча президента «РЖД» Владимира Якунина, Эдуарда Росселя и меня как начальника дороги. Будет рассмотрен ряд серьезных вопросов, касающихся выполнения соглашений по развитию региона. Ведь во многом от нашей работы зависят результаты конкретного предприятия и наше благополучие.

 

-На какой основе вам удалось выстроить отношения с региональными властями?

- Железная дорога - это не просто шпалы-рельсы из пункта «А» в пункт «Б». Мы, железнодорожники, понимаем, что живем не в безвоздушном пространстве. Для нас взаимодействие с территориальными органами власти и промышленным комплексом является залогом благополучия. Еще в 2004 году мы изменили подходы работы с территорией. Сейчас они основываются на ряде постулатов: «Сильная дорога - это сильный регион», «СвЖД - это предприятие социальной направленности», «Работник железной дороги - это, прежде всего, житель региона». Это позволило нам серьезно подойти к созданию ежегодных социально-экономических соглашений, основанных на принципах проектного управления. Одним из самых ярких примеров реализации проектного управления стала екатеринбургская городская электричка. Соответствующий результат мы получили и сейчас готовимся ко второму этапу - продлению ее маршрута до станции «Сысерть». Аналогичные примеры можно привести по Пермскому или Тюменскому отделениям. Сегодня в Перми и Тюмени создаются логистические центры. В Пермском крае мы завершаем создание местной пригородной компании. То есть с властями регионов сейчас выстроены плодотворные партнерские отношения, и я очень благодарен им за это.

 

- По вашему мнению, какую роль играет Урал в плане транспортного сообщения?

- Через нас пролегают важнейшие трансконтинентальные транспортные коридоры. Я просто приведу в пример работу Свердловск-сортировочного узла: вагонооборот здесь составляет около 25 тысяч вагонов в месяц. Это одна из крупнейших станций в мире, в Европе второй такой вообще нет. Через нее идут грузопассажирские потоки со всех частей света. Наши сортировочные станции входят в четверку крупных станций «РЖД». Это лучший критерий транспортной функции региона, по сути, Свердловскую магистраль по другому пути просто не объедешь. При этом сегодня необходимо уже не просто отрабатывать транспортную логистику, а увязывать все сферы этой деятельности, включая организацию соответствующей инфраструктуры. Понимая это, мы 1,5 года назад создали Центр транспортных услуг, где впервые был отработан принцип работы «в одно окно». На данный момент для клиентов важно, чтобы были минимизированы их затраты и время доставки грузов. Однако в сфере логистики мы себя не видим монополистами, здесь работает простое правило - клиент идет к тому, кто лучше выполняет работу. Ведь только на Среднем Урале зарегистрировано 120 предприятий по логистике.

Сейчас мы ведем активную работу по созданию в Екатеринбурге на базе станции «Гипсовая» Евроазиатского транспортно-логистического центра. Проект одобрен и сейчас идет обсуждение финансовой стороны. Средства будут вкладываться ОАО «РЖД», специалисты компании войдут в совет директоров центра. Приход «РЖД» сделает проект очень привлекательным для других бизнесменов. В большей степени он будет увязан железнодорожный и автомобильный транспорт. С авиацией мы также будем отрабатывать взаимоотношения, но через Центр транспортных услуг. Ведь авиация ориентирована на скорость и штучные товары, мы же с автотранспортом имеем более низкие скорости, зато занимаемся массовыми перевозками. По нашим подсчетам работы по развитию интермодальных перевозок по «Гипсовой» начнутся уже в 2007-2008 годах.

 

- Шевкет Нургалиевич, какие сейчас инновационные проекты реализуются на СвЖД?

- Большие усилия «РЖД» и СвЖД сейчас направлены на разработку проектов, связанных с использованием газового топлива. Курирует проект лично вице-президент дороги Валентин Гапанович. С декабря 2004 года в эксплуатацию запущен, и довольно успешно работает газотепловоз ТМ-18Г001. Он показал состоятельность этого проекта и послужил базой для отработки многих идей для грузового газотепловоза на базе 2ТМ116. Думаю, что сейчас можно рассмотреть вопрос о возможности применения газотепловозов в массовых перевозках. Тем более, что надежность и качество имеющейся модели удовлетворяют потребностям железнодорожников. Кроме того, сейчас при активном содействии магистрали и свердловских предприятий на базе Самарского авиационного строительного завода идет создание принципиально нового локомотива - газотурбовоза - это проект общемирового значения. В принципе этот локомотив за счет лучшего КПД можно будет активно использовать на больших северных полигонах.

 

- С созданием Федеральной пассажирской дирекции, какие изменения будут ожидать этот сектор?

- Действительно с 1 числа в «РЖД» начала работать Федеральная пассажирская дирекция. У нас создана Свердловская региональная дирекция, куда вошли 12 вокзалов, 3 вагонных депо, 5 пунктов технического осмотра и 6 резервов проводников. Должен отметить, что этот процесс отражает принцип третьего этапа реформирования «РЖД». Из состава компании выводятся все несвойственные виды деятельности или те, что могут быть осуществлены на принципах свободной конкуренции. Выделение новой дирекции позволит увидеть затраты по пассажирскому комплексу и уровень их возмещения. В результате это даст понимание - что и как нужно вкладывать, чтобы повысить уровень качества обслуживания наших пассажиров. Кроме того, это поспособствует развитию конкуренции в этом секторе. В последующем у операторов, которые придут сюда, появится возможность приобретения подвижного состава и продажи определенных пассажирских ниток, может кто-то захочет конкурировать с нами по фирменным поездам. Роста цен пассажирам ожидать не стоит. Во-первых, не получится из-за конкуренции, во-вторых, руководство страны четко выразило свою позицию - производить компенсацию за убытки от пассажирских перевозок надо, но при условии полной финансовой прозрачности. В завершение хочу сказать, что все направления развития нами были выбраны правильно, мы сохранили клиента и поддержали темпы развития регионов. У нас есть четкое понимание дальнейшего пути, конкретных целей и мы сумеем достичь намеченного. 

 

© Игорь Пушкарев, АПИ