Официальный портал Екатеринбурга

Борис Кириллов: Корпорация, как и раньше, реализует свою главную задачу: обеспечение комплексного развития Уральского федерального округа

27 марта 2013 17:56

Вновь избранный председатель Наблюдательного совета ОАО «Корпорация Развития», помощник полпреда Президента РФ в УрФО, Борис Кириллов рассказал о том, с чем связаны кадровые перестановки, о приоритетах работы Корпорации и о том, сколько ей удалось заработать в прошлом году.

- В марте прошло внеочередное общее собрание акционеров ОАО «Корпорация Развития». Вы стали Председателем Наблюдательного совета компании. Чем были вызваны кадровые перестановки?

- В этом нет ничего сенсационного. Смена состава Наблюдательного совета Корпорации - мероприятие плановое. Раз в год, в соответствии с действующим законодательством, обновляется совет директоров, в нашем случае Наблюдательный совет. В этом году было принято решение о том, что Аппарат полномочного представителя Президента буду представлять я. По сложившейся уже практике, представитель Аппарата полпреда Президента становится председателем Наблюдательного совета.

- Всем известно, что «Корпорация Развития» - преемница проекта «Урал Промышленный - Урал Полярный». Целью проекта было возведение дороги вдоль восточного склона Уральских гор, чтобы соединить богатый полезными ископаемыми Север и промышленный Урал. Что такое «Корпорация Развития» сейчас?

- Сегодня Корпорация продолжает все то доброе, интересное и системное, что было начато еще несколько лет назад - в 2005 году. Корпорация Развития, как и раньше, реализует свою главную задачу: обеспечение комплексного развития Уральского федерального округа путем создания транспортной и трубопроводной инфраструктуры, реализации целой серии инновационных проектов в разных сферах, в том, числе и в геологии. Сегодня Российская Федерация находится на этапе перехода к инновационной экономике, и опыт, накопленный Корпорацией Развития за предыдущие годы, ляжет в основу ее работы.

- Какие именно проекты реализует «Корпорация Развития»?

- Без сомнения, Северный широтный ход является приоритетной задачей. Его возведение - это вопрос национальной безопасности. Мы обеспечим строительство Северного широтного хода, состыковав его со Свердловской железной дорогой ОАО «РЖД», и, благодаря этому, обеспечим транспортную доступность полуострова Ямал. Состыковав Северный широтный ход с железной дорогой «Газпрома», обеспечим подходы к возводимому порту Сабетта. По инициативе и поручению Президента Российской Федерации порт Сабетта станет базой для развития ледокольного и танкерного флота в самом сложном регионе мира. Сегодня вокруг Арктики ведутся достаточно серьезные дискуссии. Существует ряд держав, которые настаивают на нейтральном статусе, безусловно, Российской территории.

- Что представляет собой Северный широтный ход?

- Это железнодорожная магистраль от города Салехард до Надыма. На этой территории железной дороги нет и никогда не было, хотя попытки ее возводить были. Сегодня, благодаря деятельности и усилиям руководства Корпорации, смоделирована эффективная форма возведения Северного широтного хода, обеспечено сокращение капитальных затрат на строительство этой дороги и, самое главное, предусмотрены новые проектные решения, которые позволят возвести дорогу в достаточно короткие сроки. Мы планируем завершить строительство ориентировочно к 2017 году. Строительство началось в сентябре 2011 года с возведения моста через реку Надым и ведется достаточно эффективно. В конце 2012 года в проект вошла одна из известнейших инжиниринговых компаний в Европе - Deutsche Bahn International GmbH. Она получила небольшой процент акций и стала акционером Корпорации Развития. Сотрудничество с DB International GmbH с 2011 года в рамках проекта Северный широтный ход обеспечивает высокий уровень качества при строительстве.

- Предполагается, что Северный широтный ход будет состыкован с портом Сабетта. Известно ли, кто будет строить ветку от Бованенковского месторождения до Сабетты?

- Корпорация будет принимать участие по согласованию и во взаимодействии с инициатором проекта компанией «Новатек» и во взаимодействии с правительством Ямало-Ненецкого автономного округа.

- Участвует ли компания «Газпром» в строительстве Северного широтного хода?

- Участвует, поскольку для возведения Северного широтного хода создана Специальная проектная компания на базе Ямальской железнодорожной компании при участии РЖД и Газпрома, а также Ямало-Ненецкого автономного округа и Федерального агентства железнодорожного транспорта. Это достаточно серьезный консорциум. На сегодняшний день все основные вопросы, в том числе и технологического порядка, решены, поэтому у нас есть все возможности начинать эту работу.

- ОАО «Корпорация Развития» и ОАО «АК «Транснефть» подписали Соглашение о сотрудничестве. В чем оно заключается и все ли договоренности выполняются?

- Это уже второй этап сотрудничества с «Транснефтью». В прошлом году Корпорация выполнила все взятые на себя обязательства. Были простроены жилые дома в ряде муниципальных образований Ямала и Югры, построено современное пожарное депо, которое также станет учебной базой для личного состава пожарных подразделений региона, сеть линий электропередач - порядка 57 километров, и электроподстанции. То есть, трубопроводная система Пурпе-Самотлор полностью обеспечена инфраструктурой, необходимой для ее своевременного ввода в эксплуатацию и дальнейшей бесперебойной работы.

В этом году начинается работа по формированию соответствующей инфраструктуры трубопровода Заполярье-Пурпе. Это будет ряд социальных объектов, таких как детский сад и жилые дома для сотрудников трубопровода; объекты вспомогательной инфраструктуры - три пожарных депо, полигон для утилизации отходов, автомобильная дорога вдоль трубопровода Заполярье-Пурпе. Это очень амбициозная задача, которую Корпорация, вне всяких сомнений, выполнит. Эта работа уже началась.

- Вы в самом начале говорили про инновационный подход. Как в эту систему вписываются пожарные депо, детские сады, жилые дома?

- Любая инновация базируется, прежде всего, на человеческом капитале. Для того, чтобы мы имели квалифицированную рабочую силу, мы должны обеспечить достойные условия. Жилые дома, детские сады возводятся для тех людей, которые будут обслуживать трубопровод Заполярье-Пурпе.

Что же касается инновационных механизмов, они используются во всех проектах Корпорации - в проектировании объектов Северного широтного хода, в возведении объектов энергетики, в строительстве объектов малой генерации. А, например, проект «Полярный Кварц», целью которого является создание производства по выпуску высокочистых кварцевых порошков - это образец применения инновационных технологий. Использование такой продукции в высокотехнологичных производствах станет одной из основ развития современной инновационной экономики. Вы знаете, что кварц это уникальный материал для развития телекоммуникационной отрасли. И есть целый ряд других направлений работы.

- Объекты энергетики также входят в сферу деятельности вашей компании?

- Корпорация Развития вошла в целый ряд объектов сетевого хозяйства. Например, достроила и ввела в эксплуатацию теплоэлектростанцию в поселке Харп. Она небольшая, но достаточно эффективная. С запуском этой станции Корпорации удалось добиться снижения тарифа для населения на два рубля. Изначально тарифы были снижены с 7.3 руб./кВт.ч до 6.2 руб./кВт•ч., а 1 июля 2012 года дополнительно до 5,3 руб. за кВт в час, то есть еще на 15%. Такой результат достигнут за счет применения энергосберегающих технологий, наладки и совершенствования всех технологических процессов. Обеспечена работа станции в когенерационном режиме с выдачей не только электроэнергии, но и тепла. Устойчивая работа станции привлекла новых потребителей, за счет которых увеличился общий объем отпускаемой энергии. То есть валовая выручка распределяется сегодня на больший объем отпускаемой энергии. Соответственно, на каждый кВт в час энергии приходится меньше затрат. Все это в итоге позволило руководству Корпорации принять решение о снижении тарифа более чем на 25%. Это, уверяю Вас, очень серьезный объем. Кстати, в Челябинской области успешно реализуется еще один энергетический проект Корпорации Развития, связанный с повышением энергоэффективности объектов малой генерации. Корпорация уже завершила пилотный проект, в рамках которого модернизировала там 12 котельных, установив на них новейшее оборудование, погодозависимую автоматику, которая обеспечивает работу котельной без постоянного обслуживающего персонала. Это также позволит в будущем поставить вопрос о снижении тарифа.

- То есть можно пообещать снижение тарифа жителям Челябинской области?

- Я напомню, что существует поручение Президента Российской Федерации о стабилизации тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Рост тарифов не должен превышать 6%. Корпорация своей работой, безусловно, будет способствовать выполнению этой задачи.

- Основной целью Корпорации Развития является выполнение социальных обязательств или проект приносит прибыль?

- В 2012 году Корпорация получила прибыль более 200 миллионов рублей, в этом году задача ставится еще более амбициозная. Корпорация является акционерным обществом, а значит ее главной задачей, по закону об акционерных обществах, является получение прибыли, но учитывая то, что акционерами Корпорации Развития являются пять субъектов Российской Федерации, то есть по сути это государственная компания, то социальная нагрузка и социальная ответственность являются приоритетами ее деятельности. Это учитывается и при проектировании железных дорог, и в рамках энергетических проектов, и в любой другой сфере, даже в сфере сельского хозяйства.

- Участие Корпорации Развития в сельскохозяйственных проектах, в частности, в проекте по глубокой переработке яйца, вызвало неоднозначную реакцию. Насколько это необходимое и перспективное направление работы Корпорации?

- Корпорация занимается целым рядом направлений, и я хочу отметить, что Россия имеет сегодня все конкурентные преимущества для того, чтобы сохранять первенство не только в сфере энергетики и ТЭК. Мы должны развивать, в том числе, и свое сельское хозяйство. Учитывая сезонные факторы в птицепроме, учитывая кризисное положение, которое, к сожалению, сегодня переживает отрасль птицеводства, в том числе в Свердловской и Тюменской областях, было принято решение поддержать производителей, выстроить инновационный цикл глубокой переработки яйца.

- Что такое цикл глубокой переработки?

- Это производство пищевого полуфабриката с длительным сроком хранения. Обычное яйцо в скорлупе хранится не более месяца, а яичная продукция может храниться до года. Для северных территорий, где нет своего сельскохозяйственного производства, это более чем актуально. Поэтому, если говорить о социальном значении, то эффект очевиден и не требует доказательств.

- То есть, от этого проекта не отказались?

- Этот проект работает. Подготовлен бизнес-план, который уже одобрен губернатором Тюменской области, и, как и все основные направления деятельности Корпорации, будет внесен в повестку заседания Попечительского совета, которое пройдет в апреле месяце. В этот орган, я напомню, входит Полпред и все губернаторы Уральского федерального округа. На Попечительском совете планируется утвердить трехлетнюю стратегию работы Корпорации Развития на период 2013 - 2016 годов, и эта стратегия станет основой для долгосрочного планирования и бюджетной, и экономической деятельности Корпорации Развития.

- Вы затронули предприятие Полярный кварц, расскажите подробнее про его деятельность?

- Это предприятие соответствующего завода в городе Нягань в Ханты-Мансийском автономном округе. Как вы знаете, введено в эксплуатацию в прошлом году. Осенью прошлого года было принято решение о том, что этот завод начинает переработку кварца, но работает не на рынок, а режиме, что называется «на склад». Просто хотелось понять, насколько интересна эта продукция, насколько она будет востребована для российского и международного торгового обмена. Мы выяснили, что она более чем актуальна и сегодня было принято решение, что первая очередь завода по обогащению кварцевого концентрата начинает работать на рынок.Мы полагаем, что к 2013 году завод сможет занять свою нишу на рынке реализации данной продукции, и в течение ближайших двух лет будет завершено строительство второй очереди комплекса, что позволит выйти на мировой рынок кварцевых концентратов, где, по подсчетам экспертов «Полярный кварц» займет порядка 10 % доли мировой торговли. В этом и заключалась идея основателя проекта бывшего губернатора Александра Филиппенко.

- Почему так долго не получалось запустить завод?

- Проект реализовывался достаточно непросто. Были проблемы с руководством предприятия, серьезные вопросы с технологиями, которые прежнее руководство предлагало. После того, как Корпорация Развития взяла проект под свой контроль и начала его реализацию, пришлось провести полное технологическое переосмысление и запустить производство на новой технологической базе.

- Что касается добычи кварца на Южном Урале, для вас это тоже остается в приоритете?

- Нет, добычей кварца на Южном Урале занимается соответствующее предприятие в Челябинской области. У нас достаточно серьезная ресурсная база в Ханты-Мансийском автономном округе, и этой базы вполне достаточно. При планировании дальнейшей деятельности речь может идти о формировании неких холдингов или консорциумов, но это задача следующего дня.

- Вы перечислили много проектов, но очень хочется знать, что все удастся реализовать. Какие все-таки сейчас глобальные задачи стоят перед Корпорацией Развития?

- Главная задача на сегодняшний день - это формирование Северного широтного хода. Этот проект, а он без сомнения будет реализован, станет вкладом в современное развитие российской истории. Это будет наш вклад, вклад Корпорации Развития, Уральского федерального округа, Полпреда в дело обеспечения глобальной национальной безопасности России. Надо это понимать, все проекты, реализуемые сегодня Корпорацией Развития, очень важны, но историческое значение будет иметь именно возведение Северного широтного хода.


Материалы предоставлены пресс-службой «Корпорации Развития».