Официальный портал Екатеринбурга

Ольга Соломеина: о перспективах, рисках и особенностях предстоящего «Зимнего завоза»

7 ноября 2012 15:13

В начале ноября на Свердловской железной дороге официально стартовал так называемый «зимний завоз» - активная доставка инертно-строительных грузов в северные регионы УрФО. О том, как будет проходить этот многогранный процесс, от которого зависят многие строительные работы на Северах, рассказала начальник Свердловского территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) Ольга Соломеина.

- Ольга Антоновна, прежде чем поговорить о стартовавшем «зимнем завозе», давайте подведем некие итоги предыдущей кампании. Насколько оказался успешным зимний завоз 2011-2012 гг?

- За период с декабрь 2011 по апрель 2012 года в адрес предприятий-грузополучателей Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов и Тюменской области было завезено 8,4 млн тонн щебня, что на 50,6% больше, чем за аналогичный период 2010-2011 гг., в том числе из Свердловской области 6,7 млн тонн щебня (на 46,3% больше, чем годом ранее). Количество завезенного зимой щебня составило 65% от всей годовой потребности в инертных материалах. А за 9 месяцев 2012 года завезено столько же, сколько за весь 2011 год - 13,5 млн тонн.

Выиграли и предприятия Свердловской области. По сравнению с 2011 годом, увеличили погрузку (и, соответственно, производство) ОАО «Ураласбест» на 31,1% (или 950 тыс. тонн), ОАО «Первоуральское рудоуправление» на 16,5% (или 240 тыс. тонн), ОАО «Евраз НТМК» на 32,2% (239 тыс. тонн).

По итогам прошлого зимнего завоза грузов, предприятия севера УрФО были полностью обеспечены запасами щебня. В результате на складах грузополучателей севера УрФО к началу строительного сезона скопились достаточные запасы строительных материалов.

В результате реализации проекта зимнего завоза летом 2012 года были сняты все вопросы по своевременному завозу-вывозу грузов на Север УрФО. Прием грузов в данное назначение осуществлялся беспрепятственно. Вывоз грузов из региона увеличен на 9,5%.

- Почему железная дорога придает такое значение осуществлению грузоперевозок в северном направлении именно в зимний период?

- Дело в том, что в весенне-летний период на железной дороге проводятся работы по ремонту пути, кроме того, увеличивается количество курсирующих пассажирских и пригородных поездов. А в зимний период мощности инфраструктуры высвобождаются, и появляется возможность для их более эффективного использования.

Пока ситуация складывается таким образом, что повышенное сезонное предъявление к перевозкам инертно-строительных грузов может возникнуть в период с весны по осень - так уже случалось в 2009-2011 годах.

Допустить этого сейчас нельзя, поскольку уже в следующем году на участке Войновка - Сургут - Коротчаево начнется активная фаза реализации целого ряда важных инфраструктурных проектов (строительство 150 км и капитальный ремонт 45 км вторых путей, строительство дополнительных разъездов и другие мероприятия). В связи с этим, пропускная способность на данном направлении будет снижаться.

- Чем нарушение сроков зимнего завоза может грозить грузополучателям, да и жителям северных регионов УрФО?

- Во-первых, хотелось бы подчеркнуть, что завоз социально-значимых и жизнеобеспечивающих ресурсов, пропуск пассажирских поездов по расписанию Свердловская железная дорога будет обеспечивать при любых условиях. В приоритетном порядке с севера будут также вывозиться грузы топливно-энергетического комплекса.

Однако при постоянно растущих объемах перевозки нефтеналивных грузов ТЭК и инфраструктурных ограничениях в период путевых работ, повышенное сезонное предъявление к перевозкам строительных материалов в этот период не может быть гарантированно.

Те же предприятия топливно-энергетического и строительного комплекса регионов севера УрФО могут столкнуться с серьезным дефицитом материальных ресурсов, что, в свою очередь, может повлечь срыв сроков выполнения работ по строящимся объектам в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах и Тюменской области.

- Получается, что пока ситуация с обеспечением завоза инертно-строительных грузов в северные регионы остается достаточно неопределенной?

- К сожалению, на сегодняшний день, целый ряд предприятий-грузоотправителей не проявляет никакой активности по планированию перевозок инертно-строительных грузов на север УрФО в рамках зимнего завоза 2012-2013 годов.

Основная причина - отсутствие определенности в вопросе о сроках и объемах финансирования по разыгранным тендерам, а также тендерам, находящимся в стадии проведения конкурсных процедур.

Грузоотправители не имеют подписанных договоров с предприятиями-грузополучателями, соответственно не оформляют в полном объеме заявки на перевозку. Что, в свою очередь, не позволяет Свердловской железной дороге осуществлять полноценное и качественное планирование. Поэтому пока наблюдается тенденция снижения принимаемых объемов инертно-строительных материалов на складские площади грузополучателей для дальнейшей реализации строительным предприятиям региона.

В октябре текущего года целый ряд крупных предприятий снизил объемы погрузки, по сравнению с аналогичным периодом 2011 года: ОАО «Урализвесть» (ст. Богданович) в 10 раз, ООО «Режевской камне-дробильный завод» (ст. Стриганово) - на 46,8%, ОАО «Евраз НТМК» - на 28,8%.

- Что необходимо сделать для улучшения ситуации? Какие решения готова предложить СвЖД?

- В первую очередь, необходимо добиться эффективного планирования объемов перевозок инертно-строительных материалов для нужд предприятий строительного, дорожно-строительного комплекса, а также предприятий ТЭК. А для этого нужно осуществлять постоянное тесное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами.

От органов исполнительной власти субъектов Федерации, отраслевых союзов СвЖД должна регулярно получать достоверную информацию о проводимых конкурсных процедурах на строительство автомобильных дорог, заключенных договорах и сроках финансирования объектов, а также о планируемых объемах завоза щебня. Пока, к сожалению, необходимые данные поступают несвоевременно и не в полном объеме, а их достоверность зачастую вызывает сомнения.

Приведу только один пример. Согласно прогнозу департамента дорожного хозяйства ХМАО, в 2013 году потребность в щебне для строительства, реконструкции, капитального ремонта и содержания автомобильных дорог регионального значения, финансируемых по программе «Сотрудничество» и из бюджета округа составляет всего 0,9 млн тонн, прогнозируемый объем зимнего завоза с 1 ноября 2012 года по 31 марта 2013 года составляет 1,1 млн тонн; прогнозируемая потребность в щебне на 2013 год для предприятий строительной отрасли региона составляет 1,4 млн тонн (суммарно 2,5 млн тонн для нужд предприятий дорожно-строительного комплекса и строительство социального жилья), при этом фактический объем всего щебня, завезенного в ХМАО за 9 месяцев 2012 года в адрес всех грузополучателей округа составляет 6,2 млн тонн (в том числе 4,6 млн тонн со Свердловской дороги).

Мы считаем также, что правительства субъектов РФ должны сконцентрироваться на решении таких проблем, как обеспечение своевременного проведения конкурсных процедур, финансирование поставок, заключение контрактов на дорожно-строительные работы на 2-3 года.

Также необходимо рассмотреть возможность скорейшего проведения отборочных процедур на государственные заказы (тендеры) на дорожное строительство, осуществления совместно с компаниями-трейдерами зимнего завоза строительных грузов на площадки речных портов Тобольск, Сургут, Сергино.

Есть также целый ряд сопутствующих проблем, которые влияют на общую ситуацию. В частности, по-прежнему актуальна проблема оптимизации числа операторских компаний подвижного состава, обслуживающих основные карьеры Свердловской железной дороги. Необходима активизация работы с собственниками вагонов, простаивающими без грузовых операций в ожидании предъявления к перевозке высокодоходного груза.

Для улучшения эксплуатационной обстановки на станциях, снижения нормы простоев на путях промышленных предприятий, а также сроков доставки груженных и порожних вагонов правительствам субъектов Российской Федерации, отраслевым союзам и ассоциациям мы уже неоднократно рекомендовали взять на контроль разработку и реализацию среднесрочных программ развития инфраструктуры подъездных путей промышленных предприятий на 2012-2015 годы.

- Какие-то конкретные шаги в этом направлении уже сделаны? Чего на сегодняшний день удалось достичь?

- Основной площадкой для обсуждения и решения данных вопросов, связанных с организацией завоза инертно-строительных грузов, на сегодняшний день, является Региональный координационный совет (РКС), заседания которого регулярно проводятся на Свердловской железной дороге с осени 2011 года.

Помимо специалистов ТЦФТО и Свердловской железной дороги, в работе РКС принимают участие представители региональных властей Свердловской и Тюменской областей, ХМАО, ЯНАО, компаний-операторов подвижного состава, крупных коммерческих предприятий (грузоотправители, потребители грузов), отраслевых союзов и общественных организаций.

Очередное заседание РКС, на котором обсуждалась данная проблематика, прошло 28 сентября в Екатеринбурге под председательством первого заместителя начальника Свердловской железной дороги Валерия Фомина. По итогам были выработаны определенные решения, направленные на повышение эффективности железнодорожных грузоперевозок.

В настоящее время, в целях обеспечения зимнего завоза грузов на север УрФО, проводится подготовительная работа по планированию перевозок с участием представителей 44 предприятий-грузополучателей, промышленных союзов и ассоциаций, а также координаторов Южно-Уральской железной дороги.

На площадке Свердловской железной дороги организована работа «проектного офиса» по планированию перевозок грузов на Север Уральского федерального округа. В рамках совместной работы были рассмотрены и обеспечены перевозки по 36 обращениям грузополучателей Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов и Тюменской области. Принятые решения, в первую очередь, способствуют своевременной доставке социальнозначимых и стратегически важных грузов в адрес грузополучателей.

В заключение хотелось бы отметить, что осуществление зимнего завоза инертно-строительных грузов на север УрФО - сложный и многоплановый процесс, успех которого возможен при четкой слаженной работе всех его участников: железной дороги, региональных органов власти, грузоотправителей, потребителей продукции, трейдеров и компаний-операторов подвижного состава.