Официальный портал Екатеринбурга

Вячеслав Трапезников: о новой парадигме строительства, административных барьерах и транспарентности

14 июня 2012 16:07

На фоне разговоров об очередной волне кризиса, о снижении темпов строительства и проблемах с земельным банком наше агентство решило пообщаться с экспертом в сфере строительства - председателем правления ЗАО «СК «Астон Групп», исполнительным директором НП СРО «Гильдия Строителей Урала» Вячеславом Трапезниковым и узнать, как он оценивает ситуацию, сложившуюся на строительном рынке Урала, и что, по его мнению, ждет девелоперов в ближайшем будущем.

- Добрый день, Вячеслав Анатольевич. Давайте начнем с оценки текущей ситуации и краткосрочных перспектив строительного рынка.

- Перспективы строительного рынка сейчас неразрывно связаны с земельным банком. В этой сфере есть свои «победы», но есть и ряд проблем, которые обязательно надо обсуждать. Сейчас популярны различные панические заявления: «мол, земли не будет - мы все умрем». Я, в свою очередь, хотел бы внести долю позитива в информационную повестку. Я считаю, что администрацией города, в частности командой Владимира Павловича (Владимир Крицкий - экс-заместитель главы администрации Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования, - прим. ред.) продела огромная работа по стабилизации ситуации с земельным банком. Главное, что сформировано понимание необходимости комплексного освоения новых территорий. Яркий пример подобной застройки - микрорайон «Академический». Но одного Академического не достаточно.

Мы сегодня предлагаем новую парадигму государственно-частного партнерства при градостроительном освоении новых территорий. Эта парадигма основана на следующих основных тезисах. Первое, мы признаем что уплотнительная застройка исчерпала себя и в социальном и в инфраструктурном плане. Второе, мы признаем что силами бюджетов региона и города задачу обеспечения новых территорий сетями и социальными объектами не решить. У бюджетов всегда будут другие приоритеты. Третье, мегаполисы, такие как Екатеринбург, не смотря на серьезные достижения последнего десятилетия по-прежнему испытывают масштабный дефицит жилья преимущественно эконом-класса. И, наконец, четвертое, в городе сформирован пул около двадцати застройщиков репутация и финансовые ресурсы которых позволяют решать градостроительные задачи любого масштаба.

Для того чтобы рынок принял новую парадигму необходимо выполнение нескольких условий: первое - необходимо, чтобы представители отрасли получили от власти однозначный message, что уплотнительной застройки больше не будет, поскольку она изжила себя. Для этого необходимо собрать застройщиков и сказать: «Будет десять аукционов по десять гектар - больше земли не будет». Второе - строители должны быть уверены, что средства от аукционов (80% - идет в бюджет города, 20% - в бюджет области, - прим. ред.) будут направлены на подведение инфраструктуры к выделенным землям. И третий необходимый фактор, чтобы инвестпрограммы естественных монополий были скорректированы с учетом нового направления развития. Тогда мы получим комплексное освоение новых территорий. Строители не требуют от власти денег, прекрасно понимая, что область перегружена кредитами, а у города есть более важные бюджетные задачи, такие как строительство метро или детских садов, мы (строители) не требуем изменения законов, однако игрокам строительного рынка необходимы четкие и прозрачные правила игры. Если отрасль их получит, нам удастся перейти к новой парадигме: строители сами принесут через механизм земельных аукционов не менее двух миллиардов рублей и через плату за подключение еще не менее трех-четырех миллиардов рублей. Эта сумма вполне позволит воплотить такой масштабный проект как, например, Медный. Вот такие перспективы я вижу.

- Смена парадигмы это глобально. Не натолкнется ли этот масштабный процесс на вторую волну кризиса, о которой сейчас много говорится, ведь уже наблюдается снижение количества сделок с недвижимостью и незначительное снижение темпов ввода жилья. Присутствует ли волнение среди строителей по этому поводу?

- Относительно кризиса, да, конечно, волнение есть, ведь в 2008 году строительная отрасль пострадала больше других. Поэтому настороженность присутствует. Однако кризис оставил на рынке наиболее качественных игроков, сформировавших для себя определенную финансовую подушку. Могу с уверенностью сказать, что строй индустрия сейчас сильна как никогда. На уральском рынке представлены девелоперы мирового уровня, чья работа соответствует международным стандартам и по качеству, и по срокам ее выполнения. Более того, мы знаем, что предлагаем востребованный продукт. У Екатеринбурга большой потенциал роста в сегменте жилья эконом класса. Чтобы сохранить рост, наблюдаемый в посткризисные годы, необходимо добиться транспарентного (от франц. transparent - прозрачный) - прозрачность экономических процессов, отношений, планов, проектов, - прим. ред.) государственно частного партнерства. Понятное и прозрачное взаимодействие поможет выйти отрасли на новый уровень. Ведь получилось переломить ситуацию с госэкспертизой, доведя сроки прохождения проектов через госорган до приемлемых для отрасли: от 2 до 3 месяцев. Можно расширить и другие «узкие места», причем исключительно на региональном уровне.

- Кстати, насчет «узких мест». Недавно на своей странице в социальной сети Вы описали ряд административных барьеров, которые тормозят отрасль, что это за барьеры и как с ними бороться?

- Я уже говорил, что строители не просят менять законы. Я лично участвовал в нескольких рабочих группах, разрабатывавших законопроекты. Так сказать присутствовал в горниле законодательного процесса. С уверенностью могу сказать, что изначальная версия законопроекта и та версия, которая доходит, например, до второго чтения, могут разительно отличаться. Дело в огромном количестве интересов, переплетаемых на федеральном уровне. Поэтому я считаю, что с административными барьерами надо бороться на местах. Тем более, что у Екатеринбурга есть вполне понятный задел для подобных изменений.

Я приводил пример с госэкспертизой. Такого же результата можно добиться на местном уровне относительно процесса согласования объекта в естественных монополиях (Водоканал, Екатеринбургэнерго, ТГК-9, ЕЭСК, Екатеринбурггаз). Фактически, застройщик обращается в эти компании трижды: при выдаче ТУ, при согласовании выполненного проекта перед производством работ, при сдаче работ. На каждое обращение застройщики вынуждены закладывать срок до месяца, по нормативам, установленным самими монополистами. Таким образом, на все согласования может уйти до полугода и более. Эту ситуацию можно переломить с помощью простых протокольных решений на региональном уровне. Установить новые сроки, чтобы монополии выдавали техусловия застройщику не два месяца, а 5-10 дней. Это позволит, в том числе, значительно снизить кредитную нагрузку на девелоперов. Такие действия, по сути организационного характера, позволят значительно снизить барьеры, тормозящие развитие отрасли.