Россия - вторая в мире держава по протяженности железнодорожных линий. А компания «РЖД» - одна из ведущих компаний на международном транспортном рынке.
В декабре 2007 года впервые в Компании было подписано трехгодичное Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между Правительством Свердловской области и ОАО «РЖД» по реализации мероприятий опережающего развития железнодорожного транспорта в условиях роста промышленности и производительных сил региона на 2008 - 2010 годы. Подготовлены и в ближайшее время будут подписаны пятилетние Соглашения со всеми субъектами Федерации.
Взаимодействие Свердловской железной дороги с администрациями субъектов Российской Федерации, в зоне деятельности дороги, строится на основе долгосрочных и среднесрочных Соглашений о взаимодействии и сотрудничестве, договоров по отдельным направлениям деятельности.
Определенного прогресса во взаимодействии с органами государственной власти мы добились при реализации проектов, направленных на улучшение качества пригородных перевозок:
- В июне 2005 года создана Свердловская пригородная компания, начавшая свою деятельность в качестве перевозчика с 1 октября текущего года. СПК распространяет свою деятельность на Тюменскую область и Ханты-Мансийский национальный округ. Вплотную подошли к созданию Пермской пригородной компании.
- Неотъемлемыми атрибутами транспорта региона стали 3 межобластных скоростных электропоезда и городские электрички в г. Перми и Екатеринбурге.
- 31 августа 2007 года президент Компании ОАО «РЖД» В.И. Якунин открыл скоростное движение по маршруту Свердловск - Челябинск с использованием рельсового автобуса РА-2. Сократив время в пути между двумя областными центрами более чем на 3 часа, маршрут пользуется неизменным спросом у населения городов, перевозя ежедневно до 500 пассажиров.
- В преддверии саммита Совета стран Шанхайской организации сотрудничества, в г. Екатеринбурге дан старт второму на сети дорог маршруту аэроэкспресса железнодорожный вокзал Свердловск - Пассажирский - аэропорт Кольцово. (Курсирует 8 пар поездов, стоимость проезда 80 руб., время в пути 33 минуты).
У дороги сложились конструктивные отношения с субъектами Федерации по строительству и реконструкции пассажирских вокзалов.
Согласно Концепции, принятой в компании «РЖД», вокзал сегодня становится не только функциональным объектом железнодорожного транспорта, но и торгово-развлекательным культурным центром. Примером может служить недавно реконструированный Курский вокзал в г. Москве.
Важное место в работе дороги с субъектами и бизнесом занимает реализация принципов государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры.
В 2007 году восстановлена работа законсервированной в 1997 году станции Покровск-Уральский, что позволило обеспечить перевозку продукции вновь построенного щебеночного завода ООО «Уральский щебень» в 2008 году в объеме 1,0 млн. тонн (на перспективу - до 3,5 млн. тонн/год).
Реализация мегапроекта «Урал промышленный - Урал Полярный» также будет осуществляться на основе государственно-частного партнерства, доля частных инвестиций составит 360 млрд. руб.
Напомню, что правительство поддержало Инвестиционную программу Компании и на 2009 год, практически без корректировок. Это позволило, в наше непростое время, не сократить объемы по закупке продукции ведущих заводов Урала: УЗЖМ, УВЗ, НТМК, что, безусловно позволит сохранить тысячи рабочих мест, обеспечивающих производство продукции на этих заводах.
Реформа ОАО «РЖД» нашла свое воплощение, в том числе, и в изменении внешнего облика компании. Ребрендинг, который начался год назад, не сводится лишь к замене эмблемы.
Почему выбран принципиально новый знак? Этот знак обеспечивает восприятие холдинга потребителями ее услуг и партнерами как единого целого, чего не мог дать старый логотип. Из чисто железнодорожной Компания должна превратится в современную транспортную, логистическую фирму, которая решает проблему транспортировки грузов, используя все инструменты современного бизнеса.
Компания заинтересована в постоянном отказе от монополизма, развитии конкуренции в отрасли, обеспечении равного доступа к инфраструктуре, от чего, безусловно, выиграет и ее собственный бизнес. В этом смысле в отрасли уже прошло много изменений.
Если подвести итог, то объем инвестиций на развитие железнодорожного транспорта в России на 2008-2030 годы составит от 11447,8 до 13812,4 млрд. рублей (в зависимости от экономической ситуации в стране). Компания уже сформировала основу для инвестиционного этапа реформирования и использования современных механизмов привлечения ресурсов на глобальных рынках капитала, частных инвесторов для реализации проектов. Все это позволит снизить долю прямого государственного финансирования до 24%. 43% средств в реализацию Стратегии планирует выделить ОАО «РЖД». Запуск этих механизмов позволит избежать повышения тарифов. Тарифная политика станет гибче, балансируя между интересами естественных монополий, потребителей и отрасли в целом.
Из выступления начальника СвЖд Владимира Супруна на встрече с представителями СМИ и общественностью 28 ноября 2008 г.