Официальный портал Екатеринбурга

Форум «Таврида» - 2016 в Крыму начнется 1 июля: Воспоминания участницы прошлого года

30 апреля 2016 16:07

ЕКАТЕРИНБУРГ. Всероссийский молодежный образовательный форум «Таврида» пройдет в этом году на Бакальской косе в Крыму с 1 июля по 16 августа. Он будет разделен на шесть смен, участниками которых станут музыканты, хореографы, архитекторы, художники, искусствоведы, режиссеры, актеры, писатели, преподаватели истории и другие представители творческих профессий. Уже завершилась регистрация на первые три творческие смены, а на оставшиеся заезды заявки принимаются до 15 мая. О том, как это было в прошлом году, - в воспоминаниях корреспондента АПИ.

Кого приютил форум

Знакомство с форумом началось со встречи с птенцом сороки - кричащим и выпрашивающим еды, быстро перебирающим цепкими лапками в погоне за возможным кормильцем. Он выпал из гнезда незадолго до начала смены и с тех пор поселился рядом со скамейками, стоящими вдоль металлического забора за одной из образовательных площадок.

Здесь, под тенью каштанов, постоянно собиралась часть участников и волонтеров форума. Делясь впечатлениями за бумажным стаканчиком кофе, купленном в фудкорте, каждый из них уделял секунды своего свободного времени Грише - так назвали птенца приютившие его волонтеры. Летать он почти не умел, только пытаясь раскрывать крылья, вытягивая тонкую шею и высоко поднимаясь на лапках.

Расположился форум «Таврида» на Бакальской косе в Крыму. Имя он получил в честь одного из прежних, исторических названий полуострова. Бывшая база отдыха стала небольшим городом: разбегающиеся от «Крымской площади» аллеи превратились в улицы Таврическую и Алуштинскую, Керченскую и Симферопольскую, в Севастопольский проспект и Ялтинский бульвар. Вдоль них расцвели южные растения и раскинули ветви высокие деревья. Образовательные шатры получили имена гор - Ай-Петри и Аю-Даг.

В этот «городок» приехали более 450 молодых писателей, поэтов и журналистов со всей страны - от Петропавловска-Камчатского - до Калининграда. Неделю им предстояло жить и учиться бок о бок, выстраивать новые связи. Вечером первого дня, под гимн России, они вместе развернули казавшийся бескрайним флаг страны - отрылась третья творческая смена форума.

 

Фото: пресс-служба форума "Таврида"
Фото: пресс-служба форума "Таврида"

 

«Литератор - это призвание, за которое придется платить судьбой»

Каждый день для участников форума начинался в восемь утра совместной танцевальной зарядкой, завтраком и попыткой «успеть искупаться в море» - на это выделялось около 40 минут. А дальше, до вечера длилась образовательная программа. Лекции читали современные писатели и поэты, ведущие программ на телеканалах «Культура» и «Первый», преподаватели Литературного института и МГУ.

Литературное творчество не прекращалось ни на минуту. На пляже можно было услышать диалог в поэтической форме между двумя молодыми людьми, за образовательной площадкой, где поселился птенец Гриша - воочию увидеть, как собственное стихотворение читает Евгений Рейн, возвращаясь с вечерних посиделок у костра - стать свидетелем декламаций произведений Сергея Есенина. Словом, на форуме жили, как завещал на своей лекции ведущий телеканала «Культура» Андрей Максимов - «в удовольствие и сообразно собственным желаниям».

- Важно выбирать свой путь согласно желаниям, но не путать их с прихотью. Стандартный пример прихоти: «Хочу, чтобы с неба мне в карман упал 1 миллион долларов». А желание - это то, без чего я не могу жить. Главным его признаком служит то, что ты знаешь первый шаг в его осуществлении. Удовольствие - это понимание того, что жизнь идет как надо, нахождение в гармонии, - наставлял профессор на своей на лекции.

Участников смены писателей, поэтов и критиков отбирали по конкурсу, который составил пять человек на одно место. Практически каждый из них уже имел практический опыт в профессии и считал ее своим призванием. Однако эксперты обращали внимание на то, что одного таланта и желания мало. По итогам поэтического конкурса «Морской «Филатов-Фест», который завершился в последний день смены форума, его руководитель, артист театра на Таганке, худрук «Театра поэтов» Влад Маленко отметил, «что из сотни человек прилично пишут в принципе человек пять».

- Это связано, как я думаю, в первую очередь, с даром Божьим, во-вторых - с начитанностью. Очень много вторичной информации, которая выдается за оригинал - это от недостатка образования. Много сладковатых стишков, в том числе и у юношей. Поэзия - зона высочайшего напряжения души. Каждый человек написал в жизни хоть несколько строк. Но быть поэтом - это означает образ жизни. Этому надо посвящать всего себя, - добавил Влад Маленко.

В то ж время, погружаясь целиком в творчество нужно быть готовым к сложностям в признании, к препятствиям, через которые предстоит пройти для достижения цели, - предупреждали спикеры форума. На одном из этапов собственной жизни это прочувствовал писатель, автор и ведущий телепрограммы «Умники и умницы», профессор МГИМО Юрий Вяземский. В юности он писал рассказы, регулярно приносил их в редакции, но не мог добиться ничего, кроме утешительной фразы: «Да, делаешь успехи».

- И только когда появилась моя первая книга - «Шут», меня срочно вызвали и сказали: «Юра, ну что же получается - ты 10 лет к нам ходил, мы ничего не публиковали, а сейчас у тебя выходит книга. А ты ведь наше открытие! Давай мы тебя опубликуем!». Выбрали самый плохой, на мой взгляд, рассказ, заставили поменять название с хорошего на плохое и опубликовали. Так что я знаю, что такое. «Униженные и оскорбленные» Федора Михайловича Достоевского - это в основном про нас с вами, - резюмировал Юрий Вяземский.

Неизбежность предстоящей борьбы профессор МГУ и Литинститута имени Горького, поэт, историк и телеведущий Игорь Волгин проиллюстрировал примерами из биографий русских классиков. Он раскрыл участникам главную опасность профессии: «Литератор платит своей судьбой».

- Я не знаю ни одной безоблачной писательской и журналистской судьбы - у всех были препятствия. Их преодоление - не только внешних, но и внутренних - входит в состав профессии. У Бориса Пастернака есть очень правильные строчки: «О, знал бы я, что так бывает, когда пускался на дебют, что строчки с кровью - убивают, нахлынут горлом и убьют!». Иначе не бывает, не надо убаюкивать себя тем, что дорога будет усыпана розами. У инженеров и физиков тоже судьба важна, но если бы не был открыт закон Всемирного тяготения Ньютоном, то его все равно бы потом открыл Иванов, Петров или Сидоров. А вот написать «Я помню чудное мгновенье» мог только Александр Сергеевич Пушкин. Теорию Эйнштейна мог придумать Рабинович, а стихотворение Тютчева никто кроме него не придумает. Это вещи не воспроизводимые, штучные, незаменяемые - это закон искусства, - разъяснил Игорь Волгин.

 

 

Фото: пресс-служба форума "Таврида"
Фото: пресс-служба форума "Таврида"


Через года и поколения...

 

Форум стал своеобразным порталом, через который осуществлялась преемственность литературных поколений. Участники - будущее русского искусства, спикеры - уже состоявшиеся писатели и поэты, и даже потомки классиков, как праправнук Льва Николаевича - Владимир Толстой.

Временные границы стирались и при анализе творчества писателей и поэтов, при рассмотрении исторических фактов. Так, преподаватель Литинститута и обозреватель «Российской газеты», исследователь судьбы Льва Толстого Павел Басинский рассказал, что первое в мире селфи сделал знаменитый русский писатель.

- Лев Николаевич сфотографировал себя в 1862 году на громоздкую камеру, настолько тяжелую, что для ее перевозки по плохой дороге в телегу необходимо было запрячь двух лошадей. А подписал портрет: «Сам себя снял», то есть именно так, как переводится само слово «селфи», - поделился Павел Басинский.

На протяжении нескольких веков литература была для России безжалостным свидетелем, высмеивающим пороки и вскрывающим язвы общества; она вставала на защиту слабых, не боялась вступать в конфликт с сильным, власть имущим; становилась двигателем философской мысли и революций, пророком и утешителем. До сих пор произведения русских писателей входят в число самых популярных в мире, а Россия остается лидером по числу литературных музеев. Особенность отечественной литературы, как и всего русского искусства - в особом культурном коде, считает главный редактор канала «Россия-Культура» Сергей Шумаков.

Для большей наглядности он сравнил первый русский полнометражный фильм - «Оборона Севастополя» Валерия Гончарова и первый американский - «Нетерпимость» Дэвида Гриффита. По выражению Сергея Шумакова: «Американский фильм родился с кольтом в руке», сейчас ключевым в нем является вопрос закона и терпимости. Русский фильм возник из «исторической фрески», показавшей войну, поражение и потопление корабля собственными руками, уход из Севастополя.

«Это совершенно разные культурные коды, которые отражаются на всей дальнейшей истории развития искусства. Наша страна дважды за сто лет разворачивалась на 360 градусов, но осталась той же, что и была. Сейчас мы возвращаем свою идентичность и примером этого стал Бессмертный полк - спонтанное, загадочное событие, которое не имело отношение к власти и не было показано в других странах, в отличие от парада. Культурный код работает внутри нас, его нельзя увидеть», - заявил Сергей Шумаков.

Нельзя увидеть - но можно почувствовать. Как раньше поэты собирали слушателей в залах и на стадионах, так и на «Тавриде», на вечере «Театра поэтов» перед главной сценой собрались все участники форума. Они не обращали внимания даже на комаров, которые в свете прожекторов напоминали взволнованную толпу. Когда же зазвучало стихотворение Влада Маленко «Ангелы Сталинграда» с видеорядом из хроники Великой Отечественной войны, один за другим встали все зрители. На глазах многих из них выступили слезы.

«...Пусть же видят глаза незрячих
Сквозь пробоины в русской каске:
Двести дней и ночей горячих
Приближали солдаты Пасху.

Пусть косая плевалась ядом,
Им была она нипочем!
Это Ангелы Сталинграда
И сейчас за твоим плечом...»

 

Фото: пресс-служба форума "Таврида"
Фото: пресс-служба форума "Таврида"

 

Не говори: «прощай!»

Каждая смена должна создать объект, след, который останется в истории «Тавриды». Так, участники смены поисковых отрядов соорудили пограничный пункт с собачьей будкой, дизайнеры и архитекторы - необычной конструкции маяк со смотровым местом на вершине.

Писатели, поэты и критики подарили форуму большую раскрытую книгу с пустыми, белыми листами - на них каждый мог оставить напутствие следующим участникам. А по краям книги разместились шкафчики для желающих поделиться любимым произведением. Открылось арт-послание в последний день форума.

На построении участники «Тавриды», загадав желания, выпустили в небо несколько десятков белых шаров с мигающими внутри разноцветными лампочками. Большая часть форумчан уехала в тот же вечер, провожавшие их участники смены покинули Крым на следующее утро.

А Гриша остался на «Тавриде». За неделю он стал гораздо реже заходить под тень каштанов, к скамейкам, где его подкармливали волонтеры и только что приехавшие писатели, поэты и журналисты. Он научился сам добывать себе пропитание - червяков и жуков, хотя иногда не брезговал рядом со столовой прокричать о том, что голоден.

Он научился летать; вырос и окреп. Но не спешил расставаться с приютившем его форумом.

 

Фото: пресс-служба форума "Таврида"
Фото: пресс-служба форума "Таврида"