Официальный портал Екатеринбурга

О душе «важнейшего из искусств»

1 октября 2010 16:27

 

Открытый фестиваль документального кино «Россия» в 21-й раз начинает свою работу в Екатеринбурге. Вечером пятницы, 1 октября, в мультеплексе «Салют» пройдет открытие кинофорума. Впрочем, конкурсные показы уже стартовали на площадке Дома кино.

Первыми впечатлениями от фестиваля поделились на пятничной пресс-конференции директор фестиваля Георгий Негашев и члены жюри кинофорума во главе с известным режиссером игрового кино, постановщиком «Сказа про Федота-стрельца» Сергеем Овчаровым.

По словам директора фестиваля Георгия Негашева, XXI-я «Россия» столкнулась с рядом весьма ощутимых сложностей. По ряду соображений, в первую очередь финансовых, программа была сокращена на один день. В 2010 году Фестиваль пройдет в пять дней, а не в традиционные шесть. Помимо этого, изменилась в нынешнем году и система отбора. Причем, по мнению Негашева, дебют обновления показал его эффективность. Объясняется это тем, что у членов отборочной комиссии появилась возможность более вдумчиво, более комфортно ознакомиться с фильмами-участниками (в предыдущие годы отбор участников фестиваля проводился во время специальной сессии отборочной комиссии, на которой в течение нескольких дней отсматривались фильмы-претенденты, а в этот раз сессия была, по сути, заочной — члены отборочной комиссии получали DVD с фильмами и оценивали их в спокойной домашней обстановке). В результате, из 276 картин, созданных в России и странах ближнего зарубежья была сформирована конкурсная программа из 28 фильмов.

Гости сегодняшней пресс-конференции отметили, что пока не готовы давать каких-либо прогнозов или оценок, подчеркивая что предстоит достаточно кропотливая и вдумчивая работа. «Я не готова пока говорить о первых впечатлениях от работ, предоставленных на конкурс (первые показы уже стартовали,— прим. АПИ), и выскажусь исключительно по поводу самого фестиваля,— отметила член жюри фестиваля, киновед и продюсер, проректор по научной и творческой работе ВГИКа им. С.А. Герасимова Алевтина Николаева-Чинарова. — Я фестиваль «Россия» знаю практически с момента его основания. Могу точно и четко сказать «Россия» — это явление. Он сохраняет традиции, лучшие традиции, но при этом устремлен в будущее. Документалистика является колыбелью кино. Если, так называемое, «игровое» кино, постепенно коммерциализируется и становится исключительно развлечением, фестиваль документального кино «Россия» возвращает нам живую душу. Он дает нам желание думать, то какого не даст сегодня никакое телевидение».

Действительно, в эпоху, когда телевидение трактуется не иначе как «картинки из зомбоящика», а в игровом кино основным показателем качества становится применимость или неприменимость к продукту понятия «блокбастер», душа фильма начинает стираться и исчезать. А от того, стирается и понятие «кино, как искусство», превращая его, названное когда-то важнейшим, в обыденное и утилитарное действо, сродни вечернему телешоу.

«Когда я собрался поступать на режиссерский и поступил, мой отец — боевой офицер — спросил меня, на игровое или документальное кино я собираюсь. Когда я ответил, что на игровое, отец отнесся к этому с негодованием,— говорит председатель жюри фестиваля, режиссер Сергей Овчаров. — Я не хочу сейчас говорить, что если бы можно было вернуть все назад, я пошел бы на документалистику, хочу отметить лишь, что сейчас уже не стоит делить кино на документальное и игровое. И то, и другое — это кино, прежде всего, кино! Даже Тарковский, прожженный, до мозга костей, «игровик» говорил, что его мечтой является ситуация, когда человеку при рождении дают камеру (не было тогда еще даже представлений, что когда-то камеры будут помещаться в ладонь), а потом из его жизни кто-то монтирует фильм. То есть главной мечтой «игровика» Тарковского, признанного мастера было как раз документальное кино. Потому и я своим студентам одним из первых я даю задание снять документальный фильм».

Мой двоюродный дядя — Александр Рябов — работал оператором на «Мосфильме». В его активе — фильм «Ермак», «Я русский солдат» и ряд других игровых фильмов. При этом он всегда говорил, что снимать игровое кино чрезвычайно просто, а вот снимать чистую жизнь, документалистику — нужно быть профессионалом, настоящим мастером камеры. «Знаете, когда современные операторы документального кино говорят, что их «картинка» не получилась, потому что у них было слишком мало пленки, мало денег и прочее — для меня это не довод,— комментирует член жюри фестиваля, кинооператор, доцент кафедры операторского искусства Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения Николай Волков. — Если ты снимаешь документальное кино, ты обязан делать это здесь и сейчас, делать качественно и талантливо и сразу. В противном случае — это уже не документы, а фальсификация. Думаю, что именно поэтому документальное кино, вопреки всей своей некоммерциализированности, продолжает жить. Это событие, факт, документ, и у него есть та настоящая душа, непоказная сущность нашей жизни».

Долгое время я не воспринимал документалистику. Вообще не воспринимал. И лишь однажды,  по работе оказавшись в зале Дома кино во время фестиваля «Россия», увидев отсутствие свободных мест, а после и картинку, я остался до конца просмотра, почувствовав настоящую душу в тех движущихся картинках. А потом вспомнил, что в доме № 14 парижского бульвара Капуцинок в 1895 году показывали именно документальное кино. История «Великого немого» и «Важнейшего из искусств» начиналась с документалистики. А жизнь его документалистикой продолжается.

 © Артем Рябов, АПИ